Для создания рабочего давления в контуре в рефрижераторах используют мотор-компрессорные блоки, объединяющие в себе однофазный электродвигатель и механический компрессор. Электромотор имеет две отдельных обмотки: пусковую и рабочую. Это связано с тем, что при запуске двигателю необходимо значительно больше энергии, чем в процессе работы и, при подключении одновременно обеих обмоток, его мощность возрастает и он легко преодолевает силы трения остановившегося оборудования. После запуска стартовая обмотка отключается и движок компрессорного узла работает в более щадящем режиме. Роль управляющего элемента, коммутирующего обмотки мотора выполняет пускозащитное реле холодильника. В нем объединены система запуска электромотора и термопластина, защищающая компрессор холодильника от перегрева. Если по какой-то причине ток через эту пластину увеличивается, она нагревается и размыкает цепь питания компрессора.
Как проверить реле холодильника
В современных рефрижераторах производители могут устанавливать два типа пускозащитной арматуры: на базе индукционной катушки или позистора. Поэтому, перед тем как проверить пусковое реле холодильника, необходимо выяснить, какой механизм запуска электродвигателя установлен в вашей модели. Исполнительные механизмы обоих типов релейных модулей практически не отличается: при замыкании контактов на пусковую обмотку подается напряжение, а после отпускания якоря реле – обмотка обесточивается и не участвует в работе электродвигателя. Термоконтакт представляет собой биметаллическую пружину, которая удерживает контакт цепи электродвигателя замкнутым. При увеличении тока, она, нагреваясь, деформируется и контакт размыкается, предотвращая выход со строя важных компонентов холодильника.
Как проверить исправность реле индукционного типа
Катушка электромагнитного реле последовательно включена в цепь рабочей обмотки электродвигателя. При подаче напряжения на электродвигатель, ток в цепи резко возрастает и пусковое реле компрессора срабатывает, подключая дополнительную обмотку и увеличивая вращающий момент. Электромотор запускается и, после вхождения в режим, ток в его цепи уменьшается. Его величины недостаточно для удержания якоря электромагнитного реле и его контакты, под воздействием пружины, размыкаются, отключая пусковую обмотку.
Если после включения напряжения, электродвигатель не подает признаков жизни, а пусковое реле компрессора холодильника не срабатывает, необходимо проверить целостность цепи питания электромотора. Виновником проблемы, помимо нарушения контактов и целостности проводов, может стать обрыв обмоток мотор-компрессорного блока, неисправность катушки электромагнитного реле или же срабатывание термозащиты. Помимо этого, реле может не срабатывать из-за нарушения ориентации и “механической” блокировки якоря (модуль должен устанавливаться нарисованной на корпусе стрелкой вверх). В случаях, когда пусковое реле для холодильника “щелкает”, но компрессорный узел не запускается – вероятнее всего неисправен сам компрессор.
Чтобы проверить реле в холодильнике:
- обесточивают рефрижератор, вытащив вилку шнура из электророзетки;
- разбирают корпус;
- вытаскивают соленоид;
- визуально проверяют целостность всех элементов и состояние контактов. При необходимости, их зачищают наждачкой.
Как проверить пускозащитное реле холодильника на позисторе
Электромеханические модели пускозащитных модулей рефрижераторов не отличаются высокой надежностью. И, чаще всего, мотор-компрессор не запускается из-за подгорания или нарушения проводимости в контактах реле. Поэтому в современных рефрижераторах производители устанавливают бесконтактные пускозащитное реле, в которых для включения/отключения пусковой обмотки используются свойства позистора увеличивать свое сопротивление при нагревании.
Позистор устанавливается последовательно в цепь пусковой обмотки. В момент подачи напряжения на мотор-компрессорный блок, температура позистора не отличается от комнатной. При этом он обладает минимальным электрическим сопротивлением и ток беспрепятственно подается на стартовую обмотку электродвигателя. Увеличившийся через позистор ток нагревает его, и уже через несколько секунд сопротивление терморезистора увеличивается настолько, что ток через пусковую обмотку не проходит. При работе мотор-компрессорного блока он постоянно остается горячим, что не дает остыть термистору. После отключения компрессора, позистор остывает вместе с ним, подготавливая цепь запуска к следующему циклу.
Проверить исправность позистора можно, как тестером или мультиметром, так и собрав на базе реле несложную тестовую схему;
- на клеммы “нулевого” и “фазного” провода на входе устройства подсоединяют шнур с электровилкой;
- на выход, к клеммам пусковой обмотки, включается обычная лампа накаливания стоваттной мощности;
- вилку включают в электророзетку;
- если устройство исправно, лампа должна загореться и спустя 20-40 секунд погаснуть. Длительное время свечения связано с тем, что ток в при включении обмотки существенно больше, и там позистор “закроется” уже через пару секунд.
Проверку следует производить аккуратно, учитывая опасность электротока. Если вы не имеете опыта обращения с электрокомпонентами, обращайтесь к нам. Наш сервисцентр выполняет ремонт холодильников в Киеве и пригородах. Вам не придется везти агрегат в мастерскую – все работы мы выполняем на дому.
Проверка пускового реле мультиметром
Последовательность и методика проверки зависит от того, по какому принципу работает реле на холодильник. Но перед тем, как проверить реле холодильника, независимо от варианта исполнения механизма, рефрижератор нужно обесточить. Рассмотрим, последовательность проверки пуско-защитных модулей различных типов. Перед тем, как проверить позистор мультиметром, необходимо отключить все внешние цепи. Также можно извлечь терморезистор из подпружиненных контактов. После этого нужно измерить сопротивление позистора. При комнатной температуре оно должно 10-20 Ом. После нагрева оно резко увеличивается практически до бесконечности. В реле индукционного типа тестером измеряют сопротивление обмотки соленоида. Обычно оно составляет несколько Ом.
Если при проверке мультиметром и внешнем осмотре неполадок пускозащитном модуле не обнаружилось, проверьте сопротивление пусковой и рабочей обмоток. Также нужно убедиться, что термозащита в модуле находится в замкнутом положении. Для этого также нужно воспользоваться мультиметром.
Комментарии ()